john_archer

Categories:

Отсутствие понимания приоритетов и финансирование* по остаточному принципу как причины распада СССР

Всё так и не так :)

Однако обязательства, взятые советскими плановиками по отношению к интеллектуальным ресурсам общества, выполнялись непоследовательно, несмотря на официальное славословие, направленное в адрес образования, науки и технического прогресса. Уровень государственных расходов на образование по отношению к ВНП с максимальных (6,4% в 1947 г.) постепенно снижался с небольшими и временными коррекциями до 3,4% в 1990 г.

В позднесоветских партийных документах и научной литературе часто указывалось на процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Однако уровень зарплаты в этой отрасли за период 1945–1985 гг. понизился с 151 до 106% по отношению к средней в государственном секторе экономики [1]

Сталкиваясь с острой потребностью в ресурсах для ускоренной технологической модернизации национальной экономики, особенно квалифицированных трудовых ресурсов, руководители были вынуждены обращать внимание на образование как важное экономическое благо, используя в качестве обоснования марксистскую экономическую теорию. Трудовая  теория стоимости источником ее создания признавала только труд, исключая какую-либо факторную роль капитала (в физической форме), рассматриваемого в качестве средства производства. Это наводило на мысль, что образование и квалификационные навыки все же не менее важны для роста производительности труда, чем физический капитал. Некоторые исследователи обращали внимание на то, как производительность рабочей силы и ее факторы объясняют советская теория заработной платы и теория человеческого капитала, сформулированная американскими экономистами на рубеже 1950-1960-х гг.

Основополагающая работа в данной области принадлежит С. Струмилину — одному из основателей Госплана, заместителю его председателя в 1920 начале 1930-х гг. Он рассматривал труд  работников образования как производительный, а расходы на образование — как инвестиции, ведущие к росту производства индивидуальных и общественных благ. Струмилин нашел сильные аргументы в пользу расширения  государственных затрат на образование, составлявших в 1923/24  финансовом году лишь 0,9% ВНП по сравнению с 1,6% в 1913 г. Несмотря на использование сомнительной методологии, приводившее к завышению  уровня отдачи, принципиально значимой в тех условиях была сама постановка вопроса об индивидуальной и общественной рентабельности образования. Кроме того, С. Струмилин и математик Л. Лахтин сумели построить формулу индивидуальной отдачи, в существенных моментах предвосхитившую уравнение Дж. Минцера (уровень индивидуальной отдачи от квалификации выражался прямой линейной зависимостью от числа лет обучения, стажа работы на одном предприятии и полиномиальной второго порядка — от возраста) [1]…

Иными словами, ложные приоритеты, обострение внутренней конкуренции за  уменьшающиеся ресурсы. Следствие — виртуализирующаяся реальность в  головах советских руководителей. Понимание, необходимости изменений, при полном отсутствии понимания, что делать, и тем более как. 

У  меня в связи с этим слова Андропова не выходят из головы: «Если  говорить откровенно, мы ещё до сих пор не изучили в должной мере  общества, в котором живём и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему  закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным методом проб и ошибок…»

Поэтому,  думаю, что чисто математическая картина (модель) системы, как вошедшей в  некоторое подобие резонанса и набирающей скорость по направлению к  жестокой реальности — это уже следствие того, о чём я написал. 

--

* Финансирование науки и образования. Интересно, как отделили финансирование военной науки и прочих секретных технологически-ёмких отраслей? Какие там были зарплаты?

--
[1] Система приоритетов централизованного планирования – Экономический журнал – 2013

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded