Alex Yu. Pyt'yev (john_archer) wrote,
Alex Yu. Pyt'yev
john_archer

Category:

Проектная деятельность

Учебный процесс: взгляд изнутри


Есть такой способ в статистике - монографическое обследование. Выбирается среднестатистический объект и подробно изучается, а выводы распространяются на всю совокупность. Используется обычно вместе с выборочным наблюдением, дополняя его более глубокими выводами. Вот и мы попробуем разобраться, что же происходит с образованием, с точки зрения преподавателя среднестатистического вуза среднестатистического региона.
В течение 90-х и начала нулевых годов преподаватели боролись за физическое выживание. Уезжали за границу, шли в коммерческие организации, занимались репетиторством. Стали появляться коммерческие вузы и посреднические фирмы, выполняющие за деньги контрольные работы. Происходило изменение сознания: если в СССР обучение было обязанностью ученика и ответственностью преподавателя, то теперь образование становилось услугой, которую надо просто предоставить, не затрудняясь вопросом, взяли ее или нет. Стал падать набор на педагогические специальности, притока молодежи почти не было. Прервался шедший в СССР непрерывный процесс воспитания кадров с его методическими семинарами, контрольными посещениями и разбором занятий. Каждый был предоставлен сам себе и вел занятия как хотел. Молодой смены не было. Произошел разрыв поколений преподавателей.
К 2012 число студентов уменьшилось раза в полтора из-за демографического провала, а вузы перешли на подушевое финансирование согласно принятой минобром «программе развития образования». Нам было сказано никого не отчислять, и учебный процесс пришлось приспосабливать под уровень понимания двоечников, что, как оказалось, все равно как об стенку горох. Тогда же вышло Распоряжение прав-ва №2620-р «План мероприятий: Изменения в отраслях социальной сферы (http://government.ru/docs/22263/). Расчетное число студентов на преподавателя увеличивалось на треть к 2018, что означало массовые сокращения и повышение нагрузки оставшихся. У нас за пять лет сократили около половины преподавателей. Само собой, зарплаты за эти годы не повышались: доценту давали 20тыс., простому преподавателю 12тыс. Среднюю з/п по вузу считали с учетом ректората, и получалось для отчета все ОК. В итоге к концу 2018 нагрузка преподавателя и таки зарплата выросли на треть, сохранность контингента студентов поднялась до 100%, учебная планка упала до нуля.
И именно в это время начался настоящий разворот. Мы прошли дистанционные курсы в Сколково, где господин Лукша разъяснил нам, что Россия включена в международные образовательные тренды, и теперь мы не нужны – нас заменят онлайн курсы, разработанные на международных площадках. Подоспел и Приказ минобра от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий". Вузы планируется разбить на три категории. В низшую попадут те, которые по мнению экспертной комиссии минобра «не могут самостоятельно разрабатывать учебные курсы». В них весь образовательный процесс будет переведен в онлайн-режим. В средней категории половина курсов останется за живыми преподавателями, а в высшей категории все останется как раньше. Конечно, проблемы индейцев минобра не волнуют. Но у меня-то иллюзий нет: больше половины наших студентов самостоятельно учиться не могут. В глубине души я с минобром согласна - у него нет другого выхода. Старых преподавателей заменить некем, в провинцию квалифицированный специалист не поедет. Денег на обучение двоечников тоже уже нет. Да и давление извне в сторону уменьшения социальных расходов, похоже, нарастает. Недаром всё вместе: пенсионная реформа, реформа образования, здравоохранения, переход на адресную соцпомощь, НДС. Возражение только одно. Высококвалифицированные специалисты растут на определённом субстрате. Это непрерывное воспроизводство традиций и методики преподавания, издание соответствующих книг и журналов, отбор из огромной массы тех учеников, которые способны к сложной умственной деятельности, работа секций, кружков, мероприятия, летние школы - это целая культура. Регионы из неё исключаются, в них скоро не останется преподавателей и квалифицированных учителей школ, поддерживающих эту самую культуру. В Москве 10% населения, с Питером 15. Ну пусть 20% с остальными центрами. Пока еще они впитывают мозги из провинции, но скоро этот поток пересохнет.
И это ещё не все. В начале 2019 что-то случилось. Всех преподавателей отправили на курсы по руководству проектной деятельностью, в авральном режиме организовали студентов на выполнение проектов для местных предприятий, а учебные часы сильно сократили. Заявили, что «умрем, если это не сделаем». Ощущение скорого конца.
Осталось только разобраться, а что тем временем происходило в школах, ведь именно они поставляют нам абитуриентов?
Tags: 2019, education, repost, russia
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments