Как известно, оба места имеют довольно печальную «славу». И на Соловках, и в Коммунарке происходило массовые убийства.
Но ныне Соловки пользуются «спросом» у монахов. А в Коммунарке активно строятся новые кварталы.
Удивительно вот что. Людям такие места начинают, со временем, нравиться. Нравиться-то нравятся. Но вот что я подумал: есть некоторая параллель у Коммунарки с Соловками. Т.е. вроде бы всем хороши Соловки, в плане духовной жизни. Но не вполне.
Вспоминаешь, чем занималась в Коммунарке Советская власть, и чем занимались стрельцы на Соловках, и вздрагиваешь. При таких раскладах должно пройти немало времени, чтобы людям (неважно, монахам или мирянам) стоило появляться в таких местах.
И появляться следует осторожно, отдав дань памяти погибшим. Не так, как это делается обычно: с помпой возлагая венки и цветы, устанавливая «почетные» караулы или «мемориальные» доски или строя мощные сооружения во славу Божию на месте упокоения. Часовни достаточно.
Не нужна эта помпа, не нужна «гордость». Ведь, в конечном итоге, в домах или на местах массовых казней, мучений люди не испытывали высоких чувств вместо страданий.
Кто-то молился о спасении души. Спасение души есть действие Духа, поэтому оно светло. Нужно лишь заботиться о том, чтобы свет этот сиял в реальности этой неброско, не так, как сияет ликованием и радостью Любовь. А как светлая память. И так должно быть довольно долго.
И ни в коем случае без того, чтобы отдать дань памяти павших и убиенных, не стоит начинать на этих местах дел, «как будто ничего не было». Было. И есть.
Светлая память и спокойная, тихая радость от сотворения хороших дел пусть соседствуют.